Довідка секретаріату ЦК КПУ про розгляд апеляції колишнього директора цукрового комбінату Г., звільненого за зловживання. 14 вересня 1953 р.
СПРАВКА
Г. 1911 года рождения, член КПСС с 1939 года, партбилет №5595960 сдан Винницкому обкому КП Украины, еврей, из рабочих, служащий, образование – незаконченное высшее, в Советской Армии служил с 1941 по 1944 год, был военкором батальона 27-техороты, командиром взвода, имеет орден «Красная звезда» и медали: «За отвагу», За оборону Кавказа и «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941–1945 гг.».
Во время возникновения дела работал директором Бродецкого сахкомбината Комсомольского района, Винницкой области. В настоящее время работает зам. главного инженера на Клембовском сахарном заводе, Изяславского района, Каменец-Подольской области.
13 ноября 1950 года Винницкий обком КП Украины, слушая вопрос «О результатах проверки заявления главного бухгалтера Бродецкого сахкомбината Козлова о расхищении на комбинате социалистической собственности, исключил директора сахкомбината – Г. из членов КПСС за безответственное ведение хозяйства сахкомбината, поощрение и личное участие в хищении социалистической собственности, чем нанесен большой ущерб государству, а также сознательное гонение на главного бухгалтера комбината за поданное на него, Г., об этих преступлениях заявление в обком КП Украины.
2 января 1953 года Винницкий обком КП Украины, слушая вторично вопрос о партийности Г. подтвердил свое решение от 13 ноября 1953 года об исключении Г. из членов КПСС за преступно-халатное отношение к своим служебным обязанностям и злоупотребление служебным положением в корыстных целях, за что осужден к одному году исправительно-трудовых работ.
Г. апеллирует. Дело поступило 19.І–1953 г. Дополнительный материал поступил 4/ІІІ–1953 года.
Из материалов дела и беседы установлено:
Г. работая с мая 1947 г. по ноябрь 1950 года директором Бродецкого сахкомбината, Комсомольского района, Винницкой области, использовал свое служебное положение в корыстных целях. Обменял свою корову 8-ми лет на молодую, лучшую по удою корову и ОРС’е сахкомбината. В течение 6-ти месяцев содержал свою свиноматку на свиноферму ОРС’а сахкомбината.
Незаконно производил продажу сахара в 1949–1950 году в количестве 669 кг. по цене 3 руб. 80 коп. вместо того, чтобы этот сахар реализовать по цене 12 руб. за килограмм, чем нанес ущерб комбинату на сумму 5486 рублей, из которых возместил комбинату 2410 рублей.
Нарушая финансовую дисциплину, на протяжении 9-месяцев содержал на комбинате сверх штата телефонистку Довбыш, которой выплачено 4250 рублей и содержал юрисконсульта Кузиновича, который не был предусмотрен штатным расписанием, которому также выплатил 11716 рублей. Таким образом Г. незаконно расходовал 15966 рублей.
За использование своего служебного положения и незаконное расходование государственных средств Г. 25 сентября 1952 года Винницким областным судом был осужден к одному году исправительно-трудовых работ по месту работы с отчислением в доход государства 25% от зарплаты.
В своем об’яснении Г. не отрицает пред’явленное ему обвинение, просит учесть, что он глубоко осознал допущенные проступки, и своим честным трудом оправдывает себя на работе. Просит восстановить его членом КПСС.
О себе Г. сообщает, что он свою трудовую деятельность начал с 1931 года и по 1932 г. работал пом. энергетика сахарного завода. С 1932 года по 1941 год работал старшим энергетиком сахарного завода. С 1941 по 1944 год служил в Советской армии, был военкомом батальона и командиром взвода. С 1944 по 1947 год – директором Юзефо-Николаевского Сахкомбината. С 1947 по 1950 г. – директором Бродецкого сахкомбината. С 1950 г. по октябрь 1952 г. работал инженером на сахарном заводе в Г.Шепетовке. С октября 1952 г. по настоящее время – заместитель главного инженера Клембовского сахарного завода Изяславского района, Каменец-Подольской области.
Из’яславским райкомом КП Украины Г. по работе характеризуется положительно. Указывается, что Г. к работе добросовестно относится, дисциплинирован. Пользуется авторитетом среди коллектива рабочих и служащих завода. Принимает активное участие в общественной и политической жизни.
Докладывает Поскрипко, присутствует Г. и представитель Винницкого обкома КП Украины т.Лосев И.И.
Предложение:
Г. решением Винницкого обкома КП Украины от 2 января 1953 года правильно исключен из членов КПСС за использование своего служебного положения в корыстных целях и незаконное расходование государственных средств в сумме 15966 рублей в бытность директором сахкомбината, за что был осужден в одному году исправительно трудовых работ. Учитывая участие Г. в Отечественной войне и положительную характеристику Из’яславского райкома партии о работе в настоящее время, – во изменение решения Винницкого обкома КП Украины от 2 января 1953 года восстановить Г. членом КПСС и об’явить ему строгий выговор с занесением в учетную карточку.
Поручить Изяславскому РК КР Украины Каменец-Подольской области оформить Г. выдачу партдокументов.
Выписки:
Изяславскому РК КП Украины, Каменец-Подольской области для ознакомления Г. с данным решением.
Винницкому обкому КП Украины.
В дело.
Инструктор отдела партийных,
профсоюзных и комсомольских органов ЦК КП Украины А.Поскрипко
30 июня 1953 г.
Прізвище фігуранта справи було анонімізоване дослідником.
Справа Г. – це приклад діяльності Комісії партійного контролю при ЦК КПУ, що розглядала апеляції про поновлення в партії. Г. був виключений за те, що очолюючи один з цукрових комбінатів він допустив “використання службового становища в корисливих цілях та незаконну витрату державних коштів”: обміняв свою стару корову на молоду та вигодовував свою свиню в господарстві підлеглого йому Відділу робітничого постачання (рос. Отдел рабочего снабжения). Крім того, утримував двох осіб понад штат та переслідував головну бухгалтерку свого комбінату за викриття його зловживань. У провину Г. також ставився продаж цукру за заниженою ціною, що виглядає дещо дивно. Ймовірно, завдяки директору цей штучно здешевлений цукор опинявся в руках у спекулянтів, які після продажу товару на “чорному ринку” віддячували Г. Насправді така діяльність керівника була доволі типовою для повоєнного часу, адже складне матеріальне становище спокушало користатися вигодами своєї влади. За такі проступки Г. був покараний досить м’яко: спочатку виключений з лав партії і лише згодом засуджений до одного року виправно-трудових робіт без ув’язнення з відрахуванням частини зарплати.
Цей випадок не є унікальним, а відображає звивисту біографію багатьох господарських керівників повоєнного часу. Він ілюструє характер стосунків директорату і закону: викриті на зловживаннях, вони переслідували викривачів, проте отримали суворе партійне покарання, а участь у війні, каяття чи добрі економічні показники їхнього підприємства ставали для них рятівним колом. Попри завдані державі значні збитки, Г. не засудили, а всього виключили з партії та перевели в іншу область. Лише через два роки він отримав судове покарання і був знову переведений в інший район на нижчу посаду, де відпрацьовував завдані державі збитки.
В апеляції про поновлення у лавах КПРС Г. зробив акцент на каятті, адже “глибоко усвідомив допущені проступки, і своєю чесною працею виправдовує себе на роботі”. Тому, враховуючи його участь у війні та позитивну характеристику з роботи, 14 вересня 1953 року ЦК КПУ відновив його членство в партії. “Сувора догана” із занесенням до облікової картки – сумне нагадування про необачність та непомірні апетити, якої з часом можна було позбутися.